В Белом зале 22 октября было показано две картины. Игровой фильм «Повелитель ветра» режиссера Игоря Волошина и документальная лента «Мы остаемся» Максима Кузнецова и Мирослава Бобукова.
Представляя фильмы, киновед Алексей Беззубиков очень точно отметил – почему эти две, казалось бы, совершенно разные работы, поставлены в один сеанс – они обе о героях и о преодолении себя, своих страхов, в сложных жизненных обстоятельствах.
«Когда кинематографисты снимают байопик, биографический драма, у них есть несколько разных вариантов. С одной стороны, можно снять фильм, где показана история героя с самого детства до старости, который будет длиться много часов, и подробно рассказывать о всей его биографии. А можно выбрать некий самый интересный, самый критический, самый напряженный момент жизни героя и показать этот момент и через него передать ту идею, которую хотел показать автор и через этот момент раскрыть личность того человека, о котором снимается фильм. «Повелители ветра», на мой взгляд, это второй путь. Через движение по физическому пространству человек ищет Бога и пытается приблизиться к нему. Я думаю, вы слышали, что в русской культуре есть русская история, есть культура паломничества, есть переходы, юродивые. Знаете, вот эти образы, которые были у нас в фильм «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, который начинается со сцены, где русский мужик создал воздушный шар и пытается подняться на нем в небо. Конечно, ему это не удается. Но вот эта сама мечта русского человека вырваться за некие пределы доступной ему ойкумены, чтобы расширить в первую очередь свой дух, свое духовное пространство была всегда. И Федор Конюхов, может быть, даже не сам Конюхов, а та идея, которую он для нас представляет, вписывается в этот ряд.
В главной роли в фильме «Повелитель ветра» вы увидите Федора Бондарчука, который сначала сам хотел снимать этот фильм, потом оставил за собой позицию продюсера и исполнителя главной роли. А режиссером выступил Игорь Волошин. Это очень профессиональный, маститый автор, который снимает кино еще с нулевых годов», - сказал киновед.
«Повелитель ветра» по жанру – приключенческое кино. Но оно еще и биографическое и снято на такой фактуре, какой простому человеку на семь жизней хватит. Фильм щекочет нервы и привносит адреналин Напряжение нарастает с каждой минутой. Это кино – про стихии внутри нас. Про жажду испытаний, которая та же страсть, только настоящая. Ну, ничем не погасить эту жажду познания…
«Если Бог хочет, чтобы мы все смирялись, мы бы в космос не полетели, до полюса не дошли», – рассуждает главный герой в юности. Зрители приняли картину очень тепло.
Второй фильм в программе «Мы остаемся», по словам Алексея Беззубикова, «представляет противоположную идею, которая также появляется постоянно в русской культуре в разные времена и которая точно так же определить нас как представителей нашей культуры и нашего народа. Это идея, связанная с тем, что в определенных условиях, наоборот, главный духовный подвиг и главная духовная достижение это остаться там, где ты есть, остаться на своей земле, потому что только здесь ты сохранишь себя и как личность, и как человек, и как представитель некой более обширной общности, чем ты и мои друзья.
Этот документальный фильм посвящен Донбассу и тому, что сейчас там происходит, и рассказывает о людях, которые, несмотря ни на что, остаются на своей родной земле и вопреки всем даже каким то ужасно событиям, очевидцами которых они остаются, продолжают хранить свою культуру и продолжают жить и даже устраивать мероприятия».
Режиссер картины Максим Кузнецов, говоря о своей работе, тоже вспомнил Тарковского и фильм «Андрей Рублев», отметив, что там, «кроме того, что мужик собирается куда-то полететь, есть люди, которые пытаются не дать ему это сделать. Они пытаются веревки ломают, пытаются сломить. Вот это, наверное, тоже часть нашей внутренней жизни, наверное, не часть культурного кода. Вот мы с этим все время сталкиваемся, мы постоянно по разным поводам в кровь до смерти бьемся друг с другом.
Потом мы снова миримся, становимся братьями, живем и готовы за други своя положить жизнь. Вот эти периоды, когда мы бьемся друг с другом, они гибнут постоянно. Но сейчас точно такой же период у нас. Мы переживаем в нашей стране, я имею в виду, в том числе и пространство Российской империи, которая была раньше. Мы, славяне, русские бьются с русскими, не вдаваясь в подробности, не рассуждая, почему это произошло, как это произошло. Кто столкнул и почему. Но факт остается фактом. Поэтому такие кровопролитные и жестокие бои. Поэтому так медленно движется линия фронта, потому что, с одной стороны, люди бьются за свое право, как мы с ними и с другой стороны, русские люди бьются за свои права. История, конечно, все расставит по своим местам, и время все определит. Я в 21-м году снимал фильм, был очень интересный и важный для меня опыт первой встречи с Донбассом. Я постарался это личный опыт перевести в фильм».
В аннотации написано – чтобы выжить и, возможно, даже обеспечить себе минимальный комфорт, нужно всего лишь отказаться от своего языка, своих традиций, своей веры и национальности. Но тогда придется смириться с положением недочеловека. А захочешь остаться человеком – со своей историей и своими ценностями, тебя постараются прогнать или убить. Герои фильма сделали свой выбор. Они остаются здесь, на Донбассе, на своей земле. Остаются людьми.
Этот фильм, по словам его авторов, уникальный проект о жителях Донбасса, которые остаются на Родине и помогают выжить друг другу в такое непростое для них время… С тем, что проект уникален, нельзя не согласиться – там все кадры эксклюзивные, нет никакой постановки, только живая история, запечатленная на экране. Как сказал автору этих строк режиссер фильма Максим Кузнецов, он хотел встряхнуть зрителя, вывести его, говоря современным языком, из зоны комфорта, и это, безусловно, получилось. Фильм на самом деле интересный, актуальный, там есть такие моменты и герои, которых мы больше нигде не видели – это и столовая в подземном переходе, и многое другое. В фильме такие живые эмоции, живые они и у зрителей. В картине есть интересная параллель – кадры смерти и кадры рождения как катарсис, как символ продолжения жизни. И это запоминается. Запоминается и многое иное – зрители еще довольно долго дискутировали с режиссером, а значит, фильм тронул, задел за живое, и это – главное.