top of page

23 октября состоялось сразу два мастер-класса, просмотр лент конкурса и художественного фильма



В конференц-зале прошли сразу два мастер-класса. Один был посвящен проблеме патриотизма в современном российском кино, второй – патриотам XVIII столетия.

Спикером первого мастер-класса «Патриотическое кино: от замысла до экрана» стал известный киноактер и режиссер Тимофей ФЕДОРОВ, который начал свое выступление с рассказа о том, как он столкнулся с темой патриотизма на личном опыте.


«Где-то восемь лет назад, когда у меня был простой в работе, и мне не предлагали сниматься или снимать самому, ко мне подошел один очень известный продюсер и предложил снять патриотическое кино, для того чтобы заработать на нем деньги. Скажу честно, меня это предложение одновременно заинтересовало и напрягло. Находясь в состоянии интереса и сомнений, я стал думать, есть ли у меня подходящая тема, и имею ли я право браться за это дело. Первый вопрос, который я себе задал, был: а патриот ли я? Тогда я прочитал определение этого понятия в правовом словаре: "Патриотизм – это чувство любви и преданности к своей Родине и своему народу; вера в его духовные возможности и готовность служить интересам своей Родины". Исходя из этого определения, пусть и с формальной точки зрения, я смог для себя определить, что являюсь патриотом. Вот только патриотизм и заработать – плохо совместилось в моей голове».


Далее спикер зачитал мнения о патриотическом кино разных представителей кинематографической и творческой интеллигенции, особенно заострив внимание на словах известного кинодраматурга и сценариста Юрия Арабова, сказавшего, что опора на русскую классическую культуру с ее великими произведениями, именами и традициями и есть та патриотическая основа, которая должна быть у современного российского кино. Затем Тимофей Федоров привел еще одну цитату – классика отечественного кино Глеба Панфилова: «Нужно снимать не о том, что ненавидишь, критикуешь, а о том, что любишь. А любя, уже можно критиковать и ненавидеть в сердцах, но обязательно через любовь». По словам Тимофея Федорова именно этот совет мастера стал для него определяющим: «Нужно снимать патриотическое кино, когда ты любишь свою Родину, свою историю и народ».

В рамках своего мастер-класса Тимофей Федоров затронул наиболее важные моменты, касающиеся патриотической направленности в отечественном кино: по какому пути должно пойти военно-историческое кино, что важнее – высокий культурный уровень или возможность говорить на языке современной молодежи, которая является главным потребителем кинопродукции; как отличить патриотическое кино от пропаганды, могут ли победы и спортивные достижения прошлого стать объединяющей идеей для настоящего. В дискуссии на зал участвовал очень оживленно, спикер подытожил свое выступление словами о том, что сегодня отечественному кино не хватает хороших сценариев – интересная, хороша написанная история и нетривиальный подход к ее рассказу – вот основные составляющие успешного фильма.

Второй мастер-класс на тему «Удивительные патриоты XVIII столетия» провел известный журналист, автор множества телепрограмм и документальных фильмов Александр КАЗАКЕВИЧ.

В начале своего выступления спикер рассказал, почему выбрал не современных героев, а тех, кого он считает патриотами XVIII столетия.


«Как документалист я знаю, как важно найти героя и время, которые были бы интересны зрителю. Поэтому могу с уверенностью сказать, что ничего более интересного, чем история XVIII века, в российской истории просто не существует. Вам может показаться, что патриотизм это скучное слово, но нет, по моим впечатлениям патриотизм это форма любви. К сожалению, не все люди обладают талантом любить – кто-то любит сильно, а кто-то слабо, есть те, кто вообще не любит. Также обстоит и с любовью к Родине – кому-то это дано, а кому-то нет. Все люди, о которых дальше пойдет речь, хотели быть счастливыми людьми, но когда разговор шел о долге перед Родиной, они забывали о себе. Например, Суворов говорил: «Я забываю о себе, когда речь идет о пользе для моего Отечества».


Княгиня Екатерина Дашкова затеяла переворот с целью привода к власти Екатерины II, которая затем значительно ославила ее положение при дворе, казалось бы – зачем ей это было нужно, а все просто – она радела за Россию.


За Россию радел и поэт Державин, которого не любили современники именно за его прямоту и кипучую деятельность. Ему важно было не собственное благополучие, а процветание Отчизны. Он мешал тем, кто не хотел поступать по закону, думая лишь о своей выгоде, за что, собственно, на него писали доносы и подметные письма.


Все трое – Екатерина Дашкова, Державин, Суворов – были истинными патриотами, и вот о них стоит снимать кино, чтобы показать современной молодежи пример настоящего служения Родине, только вот кто это кино снимет – молодежь историю так глубоко копать не в состоянии.

В 18.00 в малом зале прошел конкурсный показ документальных фильмов. Картина режиссера Оксаны Сачко «Одна строка в донесении» – об одном из драматичных эпизодов Сталинградской битвы: подвиге 126-й стрелковой дивизии и судьбе ее командира – полковника В. Сорокина. В критический момент сражения дивизия живым щитом встала на пути 4-й танковой армии Гота, наступавшей на Сталинград, и спасла основные силы 64-й армии генерала Шумилова, отходившего на новый рубеж обороны. Второй фильм – «Хоккей в отдельно взятом городе» известного уральского режиссера Павла Фаттахутдинова о магнитогорском хоккее, об особом месте этого вида спорта в жизни горожан, о любви и преданности хоккею. Третья картина – «Видеть мир стихами» (режиссер Олеся Акинфеева) – о слепом поэте Валерии Турлакове. Это очень жизнерадостный человек, несмотря на то, что в жизни его семьи все не так просто, мечтающий издать книгу со стихами для детей, чтобы оставить дочери о себе память. Последний фильм последнего дня конкурса – «Я убегаю на фронт» режиссера Владимира Потапова – о жизни и судьбе Ленины Варшавской, которая в 1941 году в 16 лет, приписав себе два года, ушла на фронт. Воевала, была награждена орденами «Отечественной войны» 1-й степени, «Красной Звезды», медалью «За боевые заслуги» и погибла в 1944 году при освобождении Таллинна. Сейчас памятник перенесен на окраину, а история войны и победы переписывается. О фальсификации истории тоже рассказывается в фильме.

В Белом зале после церемонии награждения призеров медиафестиваля состоялся показ художественного фильма «Счастье в конверте».

Это фильм о нас сегодняшних, о том, что в наш век технологий люди привыкли спешить, бежать, зарабатывать, забывая при этом о самом главном – о себе и своих настоящих желаниях. Нам кажется, что мы станем счастливее, как только у нас появится новая машина или высокая зарплата...

А все значительно проще – секрет счастья скрыт в душе каждого человека: в умении верить в чудо, дружить, любить, быть отважным, следовать за своей мечтой!


Создатели фильма раздавали всем желающим конверты и открытки с постером фильма, а на представлении режиссер картины очень точно сказала: «Счастье в конверте – это что-то очень личное. Вы увидите, наверное, альбом с фотографиями, который есть у каждой семьи. Это воспоминания, в котором очень много метафор. Фильм о любви, дружбе, о том, светлом, что есть в нас, о доброте».



bottom of page